Форумные ролевые игры (ФРИ, РИ, ФРПГ - от forum role playing games) - текстовые игры, где игра происходит посредством обмена сообщениями между игроками. Это если очень-очень кратко.
Ролевые игры бывают разные, и здесь рассмотрим основные их виды.
Итак, они могут различаться:
А. Системой игры
Локационная система представлена на форумах, где названия разделов - это определённые локации "мира", в котором происходит действие. Например, дом семьи N, школа 1, Москва, станция железной дороги, и т.д. Персонаж, начав игру в одной из локаций, по мере развития действия переходит в другие, где может столкнуться с различными персонажами.
Например, игрок написал, что персонаж Вася быстренько покидал вещи в портфель, схватил завтрак и вышел из дома. Таким образом, персонаж покинул локацию "дом Васи".
Дальше действие может продолжиться на автобусной остановке, какой-то улице, в магазине или любом другом месте, в зависимости от намерений игрока и персонажа.
Как минус такой системы отмечают быструю смену игрового времени, и, как следствие, быстрый темп игры. С другой стороны, игра приближена к "живому формату": если не написано, что дверь в комнату закрыта, то другие персонажи могут подслушать или подсмотреть. В любой момент взаимодействие персонажей может быть прервано или нарушено. Например, во время разговора двух персонажей кто-то постучал в дверь.
Эпизодическая система - игроки самостоятельно (в отличие от предыдущей системы, где создавал локации мастер, администратор) создают эпизод, где отмечают место и время действия. Нельзя "вторгнуться" в чужой эпизод без предварительной договорённости с игроками. Игроки и персонажи меньше зависят от игрового времени: можно играть несколько эпизодов сразу и в прошлом, и в настоящем, и даже в будущем.
Смешанная система - присутствуют элементы как локационной, так и эпизодической системы. Практически не встречается.
Б. Видом мастеринга.
Мастер - это своеобразный ведущий, который контролирует игру и соблюдение в ней правил, следит за развитием сюжета и помогает при необходимости его продвигать. Может вести сюжетные квесты, которые оказывают влияние на игровой мир в целом, затрагивая всех или же большинство персонажей.
При активном мастеринге сюжетные квесты помогают развитию игры, мастер играет ключевую роль, может вмешиваться в игру, описывать произошедшее с персонажами, последствия каких-либо действий и тому подобное. Более актуален в локационной системе.
При пассивном мастеринге модератор или администратор практически не вмешивается в игру, однако отсутствуют и сюжетные квесты, то есть игроки двигают сюжет самостоятельно. Мастер выполняет больше контролирующую функцию, например, следит, чтобы не было случайных нарушений матчасти или правил.
Смешанный мастеринг - наиболее распространённый тип игры. С одной стороны, игрокам дана свобода в развитии сюжета и личных историй, с другой - при необходимости или же по желанию игроков мастер проводит сюжетные квесты, не вмешивается открыто в игру, однако учитывает случившееся в эпизодах игроков, которые таким образом получают возможность влиять на сюжет и менять его.
В. Основой сюжета
Или тем, что лежит в его основе.
Если игра основана на каком-то фандоме (каноне), то такой тип называют канонным. Сюда относятся игры по мотивам книг, фильмов, сериалов... В подобных играх необходимо, как правило, быть хорошо знакомым с игровой вселенной. Матчасть может быть как прописана подробно, так и почти отсутствовать, если фандом известен и знаком многим игрокам.
В противовес канонным существуют авторские ролевые. Часто это форумы в жанре реал-лайфа, мистики (но необязательно только они). Прежде чем создать персонажа, необходимо внимательно ознакомиться со всеми условиями игрового мира.
Что почитать:
Статья 1
Статья 2
Вики